|
|||
О природе музыкального искусстваКоммуникативный аспект музыкального творчества - эмоциональный, а конструктивный - рациональный, поэтому, чем больше в том или ином художественном направлении ценится возможность музыки быть языком художественной культуры, тем большее значение придается возможности выражать в ней чувства и «заражать» ими слушателей. Как утверждал А. Шенберг, если «сердце порождает все то, что красивое, эмоциональное, патетичное, страстное и волшебное», то разум только и способен создавать сконструировано, упорядоченное, логическое и сложное. Музыкальное начало поступает в каждую сферу человеческой жизни, в частности, в музыкальное искусствоведение, поэтому художники нередко стремятся к противоположности, находясь в поисках «новых оттенков музыки», «нестандартного звучания». Если логическое стабилизирует структуру музыкального произведения, то иррациональное начало характеризует мобильные и изменчивые его аспекты. Стабильное более присуще технике композиции, а мобильное чаще отражается в сопоставлении к звуку, в исполнительской практике. Рациональное признает приоритет разума человека как в процессе познания, так и в деятельности. Иррационализм, наоборот, - обращение к интуиции, созерцания, сочувствие. В той или иной степени представителями иррационализма были А. Бергсон, С. Кьеркегор, Ф. Ницше, Ф. Шопенгауэр, О. Шпенглер и другие, которые обращались к анализу философских основ музыки. Природа музыкального искусства иррациональная, интуитивная, непредсказуемая, и именно это обеспечивает творческий «полет» мыслей и действий. Как отмечает А.Шопенгауэр: «... музыка объясняет нам глубинную сущность бытия наиболее понятным языком, которая идет до самого сердца и непонятная уму». Иррационалистичная эстетика чрезвычайно высоко ценила творчески побудительные возможности музыки, подняв ее на ступень метаискусства. В начале XXI века теория музыки все активнее опирается на интегративный подход, пользовательские возможности смежных наук, в частности, философии, искусствоведения, психологии. Такой подход позволяет глубже понять значение гуманитарных наук для динамизации музыкальной практики, суммировать достижения прошлого с целью более четкого и аргументированного подхода для перспектив художественного развития. Мир - как объективация слепой, бессознательной воли - предстает в сознании художников XXI века как жестокий, абсурдный, нелепый, что находит выражение в пессимистических мотивах, пантрагичних настроениях, состоянии отчаяния и безнадежности. В новом веке на смену рациональному принципу отражения действительности в художественном творчестве приходит иррациональный принцип выражения внутреннего мира, экзистенционального опыта личности (а не абстрактного субъекта) через ее бессознательные проявления. Изменение художественно-мировоззренческой парадигмы повлекло отказ от классической традиции и художественно-эстетических норм искусства периода рационализма практически во всех видах искусства: утрата сюжетности и абсолютизация колористичности и формы в изобразительном искусстве; отсутствие линейного разворачивания сюжета, устойчивых характеров в литературе, где слово приобретает качество звуко-колористического воздействия; алогичность развертывания драматического действия в театральном искусстве. В музыке все чаще мы видим отказ от звуковой организованности гармонии, мелодии, полифоне, например, подмену звуковой интонации как главного носителя музыкальной образности обычными шумовыми эффектами в музыкальном искусстве слушать музыку онлайн. На смену логически организованным рациональным средствам выражения (линия, цвет, слово, звук) приходит иррациональная символическая система знаков как наиболее адекватная и «полная» форма передачи внутреннего, подсознательного. Материал предоставлен сайтом http://emusic.md/ |
|||
Опубликовал: stroitel Просмотров: 1845 |
|||